Высится себе и высится. Однако, однажды я сопоставил высоту этой громадины и окружающих ее домов и обалдел. Получалось этажей десять, не меньше. Воистину, сооружение выдающееся. Тем более, издалека оно чем-то напоминало Второй храм, как его изображают на рисунках в книжках. Надо бы подъехать поближе, посмотреть, думал я и всегда откладывал: нет времени.
Время выдалось 11 сентября, когда в Иерусалиме проходил очередной день "открытых дверей" в домах города. Поподробнее об этом мероприятии можно узнать, правда теперь уже постфактум, на сайте. Но не следует огорчаться. Мероприятие, похоже, стало традиционным и проводится два раза в год, перед Песахом и перед Рош аШана (то есть новым годом)
Уже в который раз убеждаюсь: если перед экскурсией почитать немного про то, куда едешь, что смотреть будешь, то и увидишь гораздо больше. Собравшись в поход в синагогу хасидов из Бэлза (а это монументальное здание - именно синагога. Даже не синагога, а Бейт-Мидраш, то есть, синагога и учебное заведение под одной крышей), я решил проверить: что известно нам про Бэлз?
Оказалось, что немного. Некоторые даже путают Бэлз с Бельцами, хотя это два разных города. Бельцы - в Молдавии, а Бэлз - в нынешней Львовской области, на самой границе с Польшей.
Бэлз из числа тех еврейских столиц, которые не на каждой карте найдешь. А иных уже и на картах нет. Сметены, снесены, исчезли. Как, например, Любавич.
Между тем, город древний. Был когда-то из самых крупных в Галицком княжестве. Переходил то к литовцам, то к венграм, то к полякам. Наконец, стал центром воеводства в Речи Посполитой. Здесь до 1382 года находилась икона Ченстоховской божьей матери, наиболее почитаемая святыня Польши. Здесь в конце 16-го века готовилась уния православной и католической церкви.
Впрочем, главной религиозной столицей Бэлз был все же для евреев. Евреи появились в городе в конце 14-го века, а в 1665 году были уравнены в правах и в обязанностях с горожанами христианского вероисповедания, которые, надо сказать, уже тогда находились в меньшинстве. И вплоть до Второй мировой войны более половины населения города было еврейским.
Маленький Бэлз числился одной из еврейских столиц Восточной Европы потому что здесь находилась знаменитая синагога. Большая Бэлзская синагога прославила городок, подобно тому, как грандиозные соборы прославили такие европейские города, как Страсбург, Кельн или Ульм.
Бэлзская синагога была построена усилиями первого бэлзского рава Шалома Рокеаха (1779-1855). Хасидская легенда гласит, что рабби Шалом взял на себя обет бодрствовать тысячу ночей и учить Тору. В последнюю ночь из тысячи к нему явился пророк Элиягу (Илия) и передал все знание, как в свое время Бог передал Тору Моисею, то есть внечувственно. С тех пор раби знал все и стал чудотворцем. Напоследок Элиягу приказал воздвигнуть в Бэлзе большую и величественную синагогу и Бейт Мидраш, куда бы все евреи могли приходить, дабы изучать Тору.
Строительство продолжалось пятнадцать лет, с 1828 по 1843 год. И получилась бэлзская синагога, действительно, большой и величественной. Высокое, каменное здание, с толстыми, более чем метровыми стенами, с фундаментом, украшенным позолоченными медными шарами. Зубчатая крыша напоминала крепостную стену. Это не являлось случайным совпадением. Такие синагоги назывались крепостными и строились в городах на востоке Речи Посполитой. В этих же городах возводились и костелы-крепости. Храмы-крепости служили для защиты населения от набегов татар, турок и казаков. Свои оборонные функции выполняли исправно и, к несчастью, регулярно. Ясно, что строили эти здания большими, чтобы в случае опасности вместить всех верующих города.
В девятнадцатом веке в Бэлзе обороняться было уже не от кого. Синагога, выстроенная по образцу крепостных, была более оплотом веры, нежели реальной крепостью. Она обладала прекрасной акустикой и вмещала 5000 человек. Это больше, чем было евреев в городишке. Но бэлзкая синагога никогда не пустовала. Здесь был и бейт-мидраш, куда приезжали учиться со всей Европы. По субботам и по праздникам ешиботники заполняли синагогу до отказа. Само собой родилось поверье: машиах прежде, чем прийти в Эрец-Исраэль, явится в Бэлзе, и отсюда начнется его победное шествие и воцарение в Иерусалиме.
Но вместо мессии пришла одна война, а потом и другая. После второй город обезлюдел в прямом смысле этого слова. Немцы взорвали синагогу, а евреев убили. Украинцев выслали поляки, когда город пять лет принадлежал Польше. Потом границу провели по-другому. Город стал советским, теперь уже из него выслали поляков и поселили украинцев. В результате этих перетрубаций в городе не осталось коренных жителей, все приезжие.
Сразу после войны приехал в Бэлз уцелевший в огне войны бэлзский ребе, раби Аарон. Постоял, посмотрел на развалины. Спросил у уцелевших местных жителей: почему не разобрали руины? Разве камни в хозяйстве не сгодятся, что-нибудь построить? Те помялись, сказали, что пытались разбирать, да побоялись. Ночью в развалинах раздавался плач. То ли кирпичи плакали, то ли души убитых не могли упокоиться. Ребе сказал развороченным стенам: "Успокойтесь, камни, не плачьте. Вы станете стенами синагоги, которая будет еще краше". Сказал, и уехал в Святую землю.
А камни смолкли. И в 1950-м году развалины разобрали. Центральная площадь Бэлза стала просторная и пустая, как лысина.
Община уцелевших бэлзских хасидов обосновалась сперва в Тель-Авиве (вернее, в его бедном пригороде, Бней-Браке), а потом перебралась в Иерусалим. В 1985- 2000 годах в иерусалимском районе Кирьят-Бэлз была построено новое, огромное здание Синагоги и Бейт-Мидраша, слегка напоминающая ту, прежнюю, синагогу. Даже колодец во дворе поставили, в том месте, где находился он в старом Бэлзе. В знак преемственности в стены новой синагоги замурованы камни прежней.
Огромная синагога теперь вмещает не 5, а 6 тысяч человек. Для сравнения - это вместимость Кремлевского дворца съездов. В таком грандиозном зале приходится разрешать множество проблем: акустика (в субботу и в праздники нельзя пользоваться электронными усилителями звука), отопление, вентиляция. Иерусалимский архитектор Ицхак Блатт решил эти проблемы виртуозно и вполне на современном уровне. На нижних этажах - учебные залы, библиотеки, залы для свадеб и бар мицв, миквы.
В восточной стене зала - шкаф для свитков Торы высотой в 12 метров, украшенный растительным орнаментом. В шкафу находятся 70 свитков Торы. Над шкафом - арка из резного дерева. Арка грандиозная (здесь много раз приходится повторять это слово), занесенная за свою грандиозность в книгу рекордов Гиннеса.
Зал освещают девять люстр из чешского стекла. С левой стороны перед шкафом для свитков, как бы споря со всем окружающим великолепием - простенький деревяный стул и стол, которыми пользовался раби Аарон, когда он поселился в Бней-Браке. А с правой стороны - пластина с именем Бога из чистого золота. Это - место для хазана (кантора), руководящего общей молитвой. Расположено оно чуть ниже уровня пола. Таким образом воплощена в жизнь строка 129-го Псалма: "Из глубины взываю к Тебе, Господи..."
Интересно, что у женщин и у мужчин разный взгляд на это великолепие. Женщины могут находиться только наверху, на балконе. Следовательно, они никогда не увидят, как выглядит зал для молитв снизу. Мужчинам же запрещен доступ на "женскую территорию". Поэтому узорчатый, украшенный звездочками, потолок и огромные хрустальные люстры видны им только издалека. Так что даже по ракурсу фотографии можно понять, кто фотографировал: мужчина или женщина.
Вообще "мужской" и "женский" потоки строго разграничиваются с самого начала. Женщины идут к лифту, в котором поднимаются на балкон. Мужчины попадают в зал по широкой лестнице.
Я уже сказал, что слово "грандиозно" приходится повторять здесь многократно. Здесь все большое, всего много. Например, при входе в зал - длинная стена полок с молитвенниками, чтобы в каждому хватило. Сбоку - комнаты для ритуального омовения рук. Иные живут в квартирах меньшей площади. Одним словом, размер имеет значение.
Еще как имеет! Когда проезжаешь по европейским городам, глаз постепенно привыкает к высоким соборам и церквным шпилям, то тут, то там вздымающихся над центральной площадью. Глаз-то привыкает, но общее впечатление величия европейской культуры остается. У евреев же, живущих в вечном изгнании, было немного возможностей удивить приезжего чудесами "архитектурных излишеств". Только в девятнадцатом веке в европейских городах появились синагоги, достойные положения евреев в тогдашнем обществе. Правда, необходимость в них у эмансипированных и всего достигших англичан, французов, немцев, русских "Моисеева завета" становилась все меньше.
Да, размер имеет значение! Когда стоишь в зале, способном вместить 6 тысяч человек, вдруг приходит в голову мысль, что 6 тысяч человек - это где-то две дивизии. А когда видишь эти 6 тысяч человек, объединенных одним ритуалом, в нужном месте говорящим одно громовое слово, вдруг понимаешь: силища, армия Господа. Понятно становится, почему к дряхлым старичкам, возглавляющим эти армии, ездят на поклон члены Кнессета и министры. И понятно, почему эти старички так противятся различным нововведениям в еврейском государстве. Которые всем, вроде бы хороши, и, казалось бы, Богу угодны, да - вот беда - грозят оставить генералов Господа без армии.
Примечание: Автор этого блога посетил Бэлзкую синагогу полгода назад, тоже в "день открытых дверей" и делится своими впечатлениями. Английский язык, много фотографий