Давным-давно, две тысячи лет назад, во времена Второго храма, в земле Израиля был установлен новый год деревьев. Установлен исключительно с целями фискальными. Десятую долю от плодов каждого года следовало приносить в жертву Богу и отдавать Храму. Середина зимнего месяца шват была определена в качестве границы, отделявшей один сельскохозяйственный год от второго. Все плоды, выросшие до 15 швата, считались плодами прошлого года. Все, что вырастало на деревьях после этой даты числилось урожаем года следующего. В еврейском календаре для записи дат используются не цифры, а буквы. Число 15 записывают буквами "тет" и "вав". Если прочесть, как слово, получается "ту". Отсюда и название праздника: 15 число месяца шват, Ту биШват.
Дата была выбрана не случайно. Основная масса зимних дождей в наших краях выпадает до 15 швата. В деревьях, как бы заснувших на зиму, начиналось движение соков, они оживали. В этот день или вскоре после него во влажную землю начинали высаживать новые плодовые деревья.
Сто лет назад, тоже достаточно давно, в эту дату был вложен новый, сионисткий смысл. В 1908 году в середине еврейского месяца шват началось сельскохозяйственное освоение земель, купленных в Османской еще Палестине на деньги недавно организованного Еврейского национального фонда (На иврите эта организация называется "Керен Кайемет ле-Исраэль", а по-английски "Jewish National Fund"). Фонд покупал земли для того, чтобы благоустраивать их и создавать здесь еврейские сельскохозяйственные поселения. Так в середине месяца шват 1908 года в центре страны, в районе Бен-Шемена, были высажены первые деревья.
А совсем недавно, вчера, на улице Бен-Йегуда в Иерусалиме праздновали этот праздник. Всю предыдущую неделю лили дожди, было холодно и очень неуютно. Но в этот день вышло солнце, и тем, кто по привычке надел непромокаемые куртки, пришлось теплую одежку расстегнуть.
Я не помню, чтобы в прошлые годы в Иерусалиме устраивались в этот день карнавалы. Может быть, это связано с тем, что обычно все торжества проводятся под эгидой Еврейского национального фонда где-нибудь на природе. Там в торжественной обстановке происходит посадка деревьев. В этом году Ту биШват выпадал на субботу. Поэтому "праздник труда" перенесли. Торжественная посадка растений происходила или раньше, или же состоится в течение следующей недели.
Так или иначе, праздник удался. На расставленных по всему протяжению улицы сценах пели, плясали, выступали фокусники. Расхаживали ряженые, представлявшие различные деревья и плоды земли Израиля. Музыка веселила не меньше яркого солнышка. Прямо посреди улицы, на прилавках можно было купить цветы и рассаду. А еще удивительные букеты, составленные из сушенных плодов, которые по традиции едят в эти дни: изюма, инжира и даже из клубники.
Пожалуй, самое большое впечатление производил виртуоз-фокусник по имени Михаэль. Стоять, забыв про все, в толпе восторженных детей и по-детски расторганных взрослых и разинув рот смотреть на чудеса - само по себе большое удовольствие. А если чудеса не кончаются и не повторяются, если артист непринужденно общается с публикой, а из репродукторов несется веселенькая музыка, буквально за шиворот приходится буквально оттягивать себя с этого места, чтобы продолжить прогулку. Кстати, только веселенькая музыка из кинофильма "Кавказская пленница" и очень легкий русский акцент выдавали страну исхода уличного волшебника.
О том, что маленький зимний карнавал на Бен-Йегуде удался можно было судить хотя бы по тому, что окрестные улицы, обычно переполненные народом в это время в пятницу, были непривычно пусты. Даже те прозаически настроенные люди, кто торопился на рынок или по другим немаловажным делам, делали крюк, чтобы пройтись по шумной улице и отломить себе кусочек веселья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий