
Лет 150 тому назад, когда Иерусалим начал - очень робко начал - выходить за тесные стены Старого города, возле Яффских ворот находилось средоточие торговой и культурной жизни нового города: театр, фотоателье, станция дилижансов. Дилижансы связывали Иерусалим с далеким Яффо. До побережья Средиземного моря в те времена добирались целый день. Тут же, неподалеку, и виселица стояла, где турецкие власти время от времени кого-нибудь казнили.
В километре приблизительно вниз от этого бойкого места находился один из главнейших источников водоснабжения города, глубокий бассейн, построенный еще в начале христианской эры царем Иродом Великим. В течение зимы в бассейне накапливалась дождевая вода, за которой потом ходили из города все жаркое лето. От заражения болезнетворнымми микробами стоячую воду защищала тонкая нефтяная пленка. Прежде чем набрать воды в кувшин или в бочку, пленку отгоняли. Иерусалимская вода в те годы пахла керосином.


Но наступил момент, когда этот кусок очень дорогой земли в нескольких шагах от Старого города было решено застроить элитными жилыми домами и многозвездными гостиницами.

Дом в Иерусалиме (я имею в виду старый Иерусалим и старые его дома) всегда был не только жилищем для большой семьи, и не только крепостью, причем часто в прямом смысле этого слова. Дом закреплял за хозяином земельный участок, и пока на земле стояли хотя бы развалины, никто другой не имел на нее прав. Отсюда и особая манера строить жилье в старом Иерусалиме. Под небольшую постройку подводили казалось бы несоразмерный фундамент. Чтобы потом надстраивать новые этажи. Расти вверх за неимением возможности расширяться. Сейчас в Иерусалиме особого рода строительный бум. Старые дома надстраивают, увеличивая этажность вдвое, а иной раз и втрое.
Впрочем, никакие крепкие старые фундаменты не смогли бы выдержать тяжести новых планов градостроителей. Да и улица оказалась слишком узкой по нынешним меркам. Для тех, кто бывал в Москве - не шире торговых линий в ГУМе.

В результате многолетних архитектурных споров и многомиллионных судебных тяжб воплотилось в жизнь решение - сохранить только старые фасады, здания же построить заново, чтобы они удовлетворяли современным требованиям. Старая улица, таким образом, сохранила свой прежний вид и свою малую этажность, но стала как бы галереей под открытым небом между высокими корпусами новых зданий.
Технически все было сделано так. Старые дома тщательно сфотографировали. По крупномасштабным фотографиям произвели разметку всех камней фасада, после чего фасады разобрали, а камни отправили на склад. На месте старых домов возвели новые бетонные коробки. В нужных местах находились оконные и дверные проемы. За бетонщиками пришли отделочники и восстановили старые фасады.

Поглазеть есть на что. Любителей шопинга любезно зазывают витрины. Магазины на Мамиле, кстати, не супер дорогие, а вполне подъемные для среднего труженника. Многие иерусалимские женщины это уже поняли. Заказать что-нибудь в одной из кафешек тоже не разорительно. А поедание салатика или выпивание кофе на открытой террасе с видом на стены Старого города - тоже приятная аттракция. Совершенно в здешнем, восточном, стиле. Так же, как и разглядывание протекающей мимо тебя публики.


Тот же, кому вздумается пойти по Мамиле в обратном направлении, от Яффских ворот, имеет шанс отыскать и бассейн, давший название району. Если выйти на улицу, то через дорогу, за забором - остатки мусульманского кладбища. Кладбище старое. Судя по книжкам хоронили здесь правоверных едва ли не с семнадцатого века. Кладбище довольно заброшенное, но пока его разрушать не собираются. Более того, даже очистили от мусора и дорожку проложили. Так что отыскать здесь обнесенный легким забором бассейн труда не составит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий