суббота, 9 августа 2008 г.

Прощай, улица Яффо!


Это очень по-иерусалимски, начинать рассказывать про улицу Яффо, предварительно с ней попрощавшись.
Но - что поделаешь - сейчас пройтись по главной улице Иерусалима все более и более затруднительно.
Раньше была она тесновата, грязновата. Мечта британских цивилизаторов мандатных времен превратить улицу Яффо в приличествующую европейскому городу street застряла где-то в самом ее начале. Потому что Иерусалим - город восточный, и жить по-европейскому разряду здесь "в лом". Да и не возможно просто. Очень жарко!
Оторопь брала человека, прилетевшего с парижских бульваров или от строгих перспектив над холодной Невой. Это - столица мира? Это - его, Иерусалима, главная улица? Какая-то тесная кишка, застроенная двухэтажными по большей части домами, бывшими когда-то, сто пятьдесят лет назад, уютными, просторными и даже чистыми... Переулки, превратившиеся в рынок... Пустыри какие-то... Нет, нет и нет! Проведя детство под липами величественных проспектов сталинской Москвы невозможно полюбить ни город этот грязный, ни улицу эту, названную именем третьеразрядного средиземноморского порта!
Иерусалимские городские власти, видать, тоже комплексовали перед мэрами других городов, демонстрируя восточное наше убожество. Потому в пылких головах руководителей рождались планы один грандиознее другого.
Трамвай на улицах счастливого города Страсбурга. Фото Борика
План решить все транспортные проблемы, проведя по улице Яффо трамвайную линию, поселился там прочнее других-прочих. За основу проекта был взят трамвай благополучного европейского города Страсбурга. В 1998, кажется, году было объявлено, что еще немного - побегут по улицам Иерусалима вагончики космической прямо формы, экологического зеленого цвета, и будет нам всем щастье. Для начала бело-красные автобусы кооператива "Эгед", который осуществляет перевозки в районе Иерусалима, перекрасили в зеленый цвет. Многие мои друзья восприняли это в штыки. Зеленый цвет был для них не столько цветом будущего трамвая сколько цветом начинавшего тогда очередное наступление исламского террора.
Вспыхнувшая в 2000 году очередная "интифада", превратила Иерусалим если не во фронтовой город, то уж точно в город безлюдный и свободный от досужих туристов. Неприятое, надо сказать зрелище! Ясно, что так весело, с огоньком, начавшиеся работы свернули. Когда же мир в очередной раз восторжествовал в наших краях, вдруг оказалось, что финансировать проект нечем. Прежние деньги таинственным образом испарились. Финансы, конечно, вещь деликатная. Но, думается, что на те деньги, которые уже зарыли в землю под предлогом прокладки Великого Иерусалимского Трамвая, в городе можно было бы построить небольшой такой метрополитенчик. И даже с двумя ветками, как в Будапеште или в Риме. И городу этого бы хватило надолго.

Очередной пароксизм трамваестроения в Иерусалиме начался в начале августа. До этого около года благоустраивали окрестные улицы, в который раз заменяя асфальт брусчаткой, закрывая автомобильный проезд где это только можно, а где не можно сужая проезжую часть до размеров смешных и неудобных. Так что мой совет будущим паломникам: ни в коем случае на частном автомобиле в Иерусалим не въезжать! Самоубийственное это дело - ездить нынче на машине по иерусалимским улицам.
А в начале августа улицу Яффо закрыли почти на всем ее протяжении. Пешеходы робко жмутся на тротуарах, огражденные высокими барьерами от места будущей грандиозной стройки. Впрочем, пешеходам, мне кажется, сейчас здесь есть на что посмотреть.


Особенно ласкает взгляд футуриста так называемый "Еврейский перекресток". В прежние времена здесь, на перекрестке, улицы Яффо и улицы Короля Георга, кипело людское море. Достаточно было пять минут постоять возле тенькающего что-то на мандолине "русского" музыканта и перед глазами проходили буквально все иерусалимские типы - от "человеков в футляре" из соседнего религиозного района до отвязной студенческой молодежи. Когда решение о строительстве трамвая в столице было принято, стену одного из домов на перекрестке украсили росписью на тему: "Я знаю - город будет, я знаю - саду цвесть" На фреске транспорт будущего проносился через Сионскую площадь, символизируя невиданный прогресс. Всего через десять лет смелое предвидение художника начало сбываться и на улицу Яффо пришли эскаваторы и бульдозеры.

Хитрые городские руководители сегодня не афишируют срок окончания работ. Вполне возможно, сейчас строительство пойдет ударными темпами, и закончится через год( -два-три?). Вполне возможно, что реконструкция только на пользу окажется главной улице Иерусалима. Без сомнения, некоторые старые дома будут снесены, чтобы расширить ее идиллическую и неудобную тесноту. Пока же можно воспользоваться тем, что на прилегающих улицах кафе и магазины работу свою не прекратили. Посидеть в тенечке, попить что-нибудь приятное и поглядеть на то, как в очередной раз меняется лицо главной улицы еврейской столицы.

Комментариев нет: