Улица с таким названием есть во многих городах Израиля. Одна из "подловок" для новых израильтян (а иногда и не только для них) - спросить, в честь чего эта улица так называется.
Чаще всего отвечают: в честь какого-то кибуца под названием "Галуйот". Дальше возможны варианты: спросить, где этот кибуц находится или чем это он так знаменит. Или рассказать, наконец, о том, что "кибуц" на иврите означает не только сельскохозяйственное поселение типа коммуны. Это и еще и "собрание" и "собирание" тоже. А "кибуц галуйот" - это "собирание рассеянных" и возвращение изгнанников в землю Израиля. То есть, сущность сионистской идеи.
Сионизм - не придумка досужих еврейских мечтателей 19-20-го веков. Идея о том, что одно из наказаний за непослушание Богу - рассеяние еврейского народа между другими народами, а награда за следование завету с Творцом - объединение всего народа в Земле обетованной, сформулирована еще в Библии. Бог говорит народу устами Моисея:
2 и обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, -
3 тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой.
4 Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя,
5 и приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих;
(Второзаконие, гл.30, 1:5)
И до 19-го века многие евреи продавали имущество в странах исхода и уезжали на Святую Землю, чтобы жить вблизи горы Сион, в городе Бога, в Иерусалиме. Или, в крайнем случае, неподалеку. Этот сионизм еще до рождения сионизма, как политического движения, непременно имел религиозную окраску.
Когда началось современное сионистское движение евреи были в такой степени рассеяны между народами мира, что задача собирания их на Святой земле многим казалась неразрешимой. Именно в этом и состоял (да и сейчас состоит) главный конфликт между религиозными евреями и сионистами. Первые ожидали Мессию, царя, который придет по Божьему велению, соберет рассеянных и приведет их к Сиону, в Иерусалим. Вторые уповали больше на свои силы, несколько легкомысленно считая: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". Противоречие это было разрешено в трудах рава Кука, выдвинувшего концепцию религиозного сионизма. Да, собирание народа происходит по Божественному велению, но осуществляется оно посредством обычных людей, пусть даже и не слишком религиозных. Эти люди выполняют завет с Богом по-своему, заселяя и обживая землю, куда Он их привел. Мессия придет, но не обязательно так, как мы ожидаем.
Точно так же и светские социалисты-сионисты, созидая государство, совсем не о таком государстве мечтали, какое мы имеем сейчас. По идее евреи в Израиле должны были дружно отряхнуть со своих ног прах чужбины и переродиться в невиданный доселе народ героев. Но "плавильный котел" и в лучшие времена функционировал довольно туго, а нынче, кажется, совсем перестал работать.
Синагога выходцев из турецкого города Бурса в доме
на улице Пророков, 61 открыта в 1933 году
В самом конце улицы Пророков, там где она сливается с улицей Яффо находится дом, построенный в середине девятнадцатого века. Сюда переселился из Старого города турецкий градоначальник, паша. Этот дом так и называется, дом паши. После 1918 года он принадлежал большой семье евреев-торговцев из Египта. Сейчас этот дом делят между собой несколько семей. Среди прочего, здесь разместилась синагога, которую открыли в 1933 году выходцы из турецкого города Бурса. Город этот находится на побережье Мраморного моря в часе езды от Стамбула. До взятия Константинополя столица османов находилась именно в Бурсе.
В Бурсе, так же как и в прочих городах Османской империи жило много евреев. По большей части это были потомки тех, кого испанские монархи Фердинанд и Изабелла в 1492 году изгнали из Испании. Турецкий султан даже издевательски благодарил католических королей за то, что благодаря их христианскому рвению ему задаром достались прекрасные ремесленники, толковые торговцы, ученые, переводчики и книжники. Эти евреи называли себя "сфарадим", поскольку "Испания" на иврите "Сфарад"
Когда, благодаря усилиям сионистов началась иммиграция евреев в Палестину, и здешнее еврейское население начало увеличиваться, многие из тех, кто жил (и очень хорошо жил) в мусульманских странах стали подумывать о переезде в землю отцов. Многие и переехали. Обычно они и селились рядом, и, следовательно, в одну синагогу ходили. Вот и эта небольшая синагога на когда-то шикарной улице нового Иерусалима - своеобразная память о вечном стремлении евреев в Святую Землю.
Те, кто не слишком хорошо знают иврит и совсем не знают где находится город Бурса, делают смешной и неправильный перевод: "Синагога поднимающих биржу". "Биржа" - на иврите тоже "бурса". Но это уже заимствование из европейских языков. А поднимать биржу сейчас, когда все говорят о мировом финансовом кризисе, занятие очень полезное. Правда, не совсем понятно, как это делается в синагоге.
Комментариев нет:
Отправить комментарий