воскресенье, 21 сентября 2008 г.

Иерусалим. Войти в дом. Дом первый.

From Улица Пророков

В пятницу и субботу, 19 и 20 сентября, многие замечательные здания столицы открыли свои двери для всех любителей истории и архитектуры столицы Израиля.

Подобные мероприятия - они называются "Открытый дом" (“OpenHouse” ) - проводятся ежегодно во многих городах мира. Например, в Лондоне или в Нью-Йорке. В мае этого года подобное мероприятие происходило в Тель-Авиве. В Иерусалиме это уже второй "день открытых дверей".

Дверей открыли так много, что за два дня повсюду было не успеть. Пришлось отсечь многие соблазны. Вернее не отсечь даже, а перенести на следующий год. Надеясь, что продолжение последует.

Сущность мероприятия, которое в Израиле называется "Дома изнутри", состоит в том, что частные дома, синагоги, церкви, публичные здания и просто интересные в архитектурном смысле строения, парки и сады открываются для широкой публики. И не просто открываются. Во многих местах проводятся экскурсии, зачастую очень интересные и эмоциональные.

Но будем соблюдать хронологический порядок. Итак, 19 сентября, пятница, 10 часов утра. Итальянская синагога и музей итальянского еврейства на улице Гилель, 27.

Улица Гилель спускается от улицы Короля Георга почти параллельно улице Бен-Йегуды, и находится от нее совсем недалеко, в двух кварталах, в пяти минутах ходьбы. Одна из рекомендованных мною фалафельных, "4 вкуса" находится едва ли не под окнами музея итальянского еврейства.

Мимо этого здания я почти каждое утро прохожу, спеша на работу. О том, что здесь находится музей итальянского еврейства и итальянская синагога, сообщает табличка на стене. Надо сказать, что до 19 сентября она меня не соблазняла войти вовнутрь, посмотреть. Что я синагоги, что ли, не видел?

Оказывается, много чего в этом прелестном здании я не видел. Во-первых, благодаря "дню открытых дверей" я узнал поподробнее историю здания. Место это в свое время называлось "Немецким подворьем" по аналогии с существовавшим неподалеку "Русским подворьем". Земля для подворья была куплена немецкой католической церковью в 1870-х годах, а застроена в 1886-1887 году. Поскольку Иерусалим тогда только начинал выходить из старых городских стен и плотной застройки еще не было, отсюда хорошо просматривалась и уже построенная на ближней горке "Талита куми" и находящиеся приблизительно в километре вниз по дороге Яффские ворота Старого города. Потому-то постройки еще назывались "Немецкими католическими учереждениями у Яффских ворот", и даже "Подворьем Шмидта" по имени пастора Вильгельма Шмидта, возглавлявшего в течение многих лет Немецкое католическое палестинское общество.

Немецкое подворье служило центром миссионерской и филантропической деятельности католиков из Германии, стремившихся утвердить свое присутствие в Палестине. Способы были стандартные: лечение и образование. В доме, где размещается сейчас итальянская синагога, находился приют для паломников, а в доме напротив - школа для девочек (как тут снова не вспомнить про аналогичное заведение "Талита куми", устроенное тоже немцами, правда протестантами). В бывшей этой школе, над которой надстроили еще один этаж, размещается теперь, по-русски говоря, городской военкомат.

Все подворье было, как и полагается в здешних краях, обнесено забором. От забора остались нынче только два столба, как бы обозначающие бывшие ворота. В глубине двора, напротив ворот одноэтажное здание, скорее всего бывший сарай и/или конюшня. В свое время это здание было превращено в очаг культуры. Муниципалитет отдал его Русскому культурному центру. Теперь здесь проходят концерты и выставки для русскоязычных репатриантов.

Деятельность немецких миссионеров прекратилась после 1918 года, когда сюда пришли англичане. А после Второй мировой войны и создания государства Израиль в это здание была перевезена синагога восемнадцатого века из небольшого итальянского городка Конельяно (Conegliano), находящегося километрах в шестидесяти к северу от Венеции. Евреи в тех местах жили с пятнадцатого века, и было их явно больше десяти человек, необходимых для совместной молитвы. Так что и молитвенный дом, и религиозное училище, Талмуд-Тора, существовали там уже сотню лет до того, как в 1701 местные евреи построили новое здание синагоги. И здание, и внутреннее убранство дома собраний (так с греческого языка переводится слово "синагога") были не бедными, поскольку и сами обитатели Конельяно числились людьми состоятельными.

Но и богатство, и мирская слава преходящи. К началу двадцатого века в Конельяно осталось всего семь евреев, и синагога во всем ее блеске была закрыта. Последнюю службу в ней провели в Судный день 1917 года. Провинция Венето была тогда оккупирована австро-венгерской армией, в которой служило довольно много евреев. Военный равин Аарон Дойч попросил в муниципалитете ключи от закрытого здания, вытер пыль и паутину с позолоченных украшений, зажег светильники. В этот день впервые за многие годы синагога в Конельяно была переполнена и была великолепна. А потом пришли четверть века запустения.

В 1951 году синагогу в Конельяно разобрали, привезли в Иерусалим и возродили на "Подворье Шмидта", где уже давно собирались для молитв иерусалимские евреи, выходцы из Италии.

Синагога была восстановлена в своем первоначальном виде. У восточной стены - шкаф для свитка Торы, напротив - возвышение, с которого читали священный свиток. Помост
этот называется "аБима" (да-да, именно так называется и знаменитый еврейский театр, колыбель современного театра на иврите, приехавший в 1920-е годы в Тель-Авив из Москвы. "аБима" - это еще и "сцена" на иврите)

Вдоль северной и южной стены - скамьи для молящихся. Такое расположение скамей - один из признаков, что молятся в данной синагоге по сефардскому обычаю, принятому среди евреев восточных стран. На "еврейской" карте мира и Италия, и южная Франция, и Балканы, и Турция, и даже Голландия со значительной частью Британии - восток. Именно в эти края переехали евреи, изгнанные из Испании и Португалии в 1492 году. Поскольку Испания - на иврите "Сфарад" потомки бывших насельников иберийского полуострова - "сфарадим", сефарды. Те, кто обосновались в Германии (на иврите "Ашкеназ") и более восточных странах: Польше и Литве, называют себя "ашкеназами". Впрочем, разница между ашкеназами и сефардами настолько незначительна, что в свое время вокруг раввинов - выходцев из Литвы образовалась религиозная партия "Шас", объединившая в основном сефардскую публику.

Более того, границы между странами и народами, известные нам по картам средневековой и новой Европы, на "еврейской" карте тогдашнего мира отсутствуют. Постановления и труды религиозных авторитетов, где бы они ни жили, принимались еврейскими общинами всех стран, от Йемена до Бразилии.

На балконе, окружающем зал поверху с трех сторон, размещались женщины. Снизу, с мужской половины, их даже разглядеть было нельзя. Они скрывались за красивым резным деревянным экраном-перегородкой.

Один из таких экранов можно было увидеть в реставрационной мастерской на первом этаже, вход в которую и в обычный день не закрыт. Но 19 сентября двери к реставраторам были широко открыты.

Реставраторами оказались две милые девушки с совсем не хилым специальным образованием. Они обучались реставраторскому делу в Лондоне и в Италии, и по крайней мере, одна из них бойко щебетала по-итальянски.
19 сентября были открыты также и двери бывшей трапезной, в обычные дни закрытые. Трапезная небольшая. Стены расписаны картинами на библейские сюжеты с подписями на немецком, греческом, арабском, латинском языках и на иврите. Больше всего умиляет настенная роспись, где Моисей с окладистой бородой немецкого бауэра-крестьянина ударяет по скале и извлекает из нее воду.

На втором этаже размещен также небольшой, но достойный осмотра музей итальянского еврейства, в котором постоянные экспонаты чередуются со сменной выставкой. 19 сентября в трех небольших залах можно было посмотреть скульптуры из стекла. Израильские художники, авторы этих работ совершенствовались в своем ремесле на знаменитом венецианском острове Мурано.

Час, проведенный в музее итальянского еврейства прошел незаметно. Впереди нас ожидало место не менее интересное - Сергиево подворье.

Комментариев нет: