вторник, 29 апреля 2008 г.

Миром Господу помолимся!

Здравствуйте, Надя и Наташа!

Вы уже вернулись из нашего хамсина в Вашу питерскую внезапную жару. Бог, видать, решил Вас основательно подогреть. Виртуально целую Вас в порозовевшие от нашего загара щечки. Не мудрено, что Вы здесь загорели! Почти каждый день был заполнен поездками да экскурсиями, а под вечер, неутомимые, носились с фотоаппаратами по городу.
Похоже, что самая удачная фотосессия произошла у Вас 26 апреля, за несколько часов до отъезда в аэропорт в день православной Пасхи.
Подъезды частного транспорта к Старому городу были уж дня три как закрыты. Кончалась еврейская пасхальная неделя ("Холь аМоэд", то есть "праздничные будни"), а следом за ней сразу - христианская пасха. Толпы паломников - ужас.
Но вы-то - девушки смелые, ринулись к Старому городу. За что и были вознаграждены.



День стоял жаркий и душный. Хамсин, как уже было сказано. К Яффским воротам стекались толпы паломников. Живописно и празднично они выглядели. А иногда смешно. Группы взыскующих благодати, возглавляемые групповодами-батюшками. Как правило, батюшками внушительного вида, серьезными. Очень своей серьезностью напоминающими заместителей секретарей обкома по идеологии. Прости, Господи, что с языка сорвалось.



И среди православных толп - невозмутимые хасиды, возвращающиеся от стены плача после молитвы, и делающие вид, что ничего особенного в этот день не происходит. А собравшаясь толпа - всего-навсего экскурсанты.


А еще доброжелательные францисканцы. Они тоже чужие на этом празднике жизни. У католиков Пасха уже прошла.


Или этакий арабский старик Хоттабыч, который, конечно, почитает пророка Ису. Но которого дела собственной хамулы беспокоят куда больше, чем жизнь и смерть чужих богов. Об этом сейчас говорить не модно, но, похоже, что из всех монотеистических религий, идущих из Авраамова корня, наиболее толерантен ислам. И менее всего "мешает" человеку жить разного рода заповедями.


Воистину, город трех религий, как было написано в проспекте одной из экскурсий, на которой Вы побывали. Эти три религии и делят город самым жестоким образом, и объединяют. Поскольку ни одна из этих религий заботу о "хлебе насущном" не отменяет. Может быть, и явится когда-нибудь мир в наш Город Мира ("Ир шалом" - "Город мира" один из допустимых переводов названия Иерусалима). То-то город расцветет, когда буйные его обитатели больше всяких абстрактных идей озаботятся собственным процветанием!



А батюшки, между тем, свое дело знали. Только под их строгим руководством можно было пройти за полицейские заслоны, которые единственные в эти дни не дают превратиться тесноватой площади перед Храмом гроба в Ходынку.




Некоторые, правда, и без сопровождения святых отцов проходили: пропуском служил российский паспорт. Но Вы этой хитростью не воспользовались. И правильно. А то и на самолет могли бы опоздать.



За что и были вознаграждены зрелищем, возможно, не столь святым, как снисхождение благодатного огня, но явно более шумным и более красочным.



Иерусалим - город не трех, а гораздо бОльшего числа религий. Достаточно посмотреть, сколько приделов в Храме гроба. И в каждом приделе свой устав, хоть немного, но отличающийся от других. Главным образом, "бодаются" между собой две самых многочисленных общины: греко-православная и армянская. Вот шествие армян в свою церковь Вы увидели и засняли.



А потом уже на площади у Яффских ворот давали настоящее представление арабы-христиане с волынками и в раскошных светлых костюмах и красных беретах. И были они красочны и громогласны. А Вы, девочки, были старательны и прекрасны в своем рвении прилежно запечатлеть все это буйство красок.


Даже мне, привычному ко всем красочным мистериям, которые случаются здесь на Пасху, а еще на Рождество, было очень приятно смотреть на результаты трудов Ваших.

Комментариев нет: