среда, 19 января 2011 г.

Освободить Шейх-Джарах?

Одна из лучших в Иерусалиме обзорных точек находится на горе Скопус. Собственно, "Скопус" по-латыни и есть "обзор, наблюдатель". Еврейское название этого места, "Ар а-Цофим" означает то же самое: "обзорная гора". Начинать экскурсии по Иерусалиму отсюда очень эффектно. Город, как на ладони и хорошо просматривается, особенно при утреннем освещении, когда солнце не слепит глаза. Поэтому часто именно с этого места я начинаю "прогуливать" друзей, приехавших в Иерусалим.

В последнее время, спускаясь "обзорной горы", я провожу гостей мимо ничем не примечательного здания, на которое указываю: "А вот это - отель Шепард". По большей части реакция на мои слова отсутствует. Так что приходится приостановиться. (Благо, отсюда открывается замечательный вид на Оливковую гору и долину ручья Кедрон) Приостановиться и рассказать историю этого места, которое в последнее время за немалые деньги пытаются сделать еще одним символом "варварской израильской оккупации".

Место это называется "Шейх Джаррах", поскольку здесь с 1201 года находится могила эмира, которого звали Хусам ад-Дин аль-Джаррахи. Судя по имени, этот эмир был родственником прославленного средневекового воителя Саладдина, которого по-арабски звали Салах ад-Дин. Кроме того, это имя свидетельствует и о профессии. "Джаррах" по-арабски "хирург". Эмир Хусам был не только родственником, но и личным врачом Саладдина. Сейчас могила шейха Джарраха находится внутри мечети, построенной в конце 19-го века неподалеку от дороги на Шхем. По Шхемской дороге проложены уже рельсы иерусалимского трамвая. Здесь же находятся три современные гостиницы и одна старая, но роскошная. Называется она "Американская колония" и построена была в начале двадцатого века.
Вилла муфтия аль-ХуссейниСовсем неподалеку от почитаемой арабами могилы, находится могила, почитаемая евреями, могила праведника Шимона. Издавна известный факт: святые места кучкуются. Праведник Шимон был иерусалимским первосвященником во времена Александра Македонского. Благодаря ему греческий полководец пощадил мятежный город, а еврейским мальчикам стали давать имя "Александр". В начале 20-го века рядом с арабским кварталом Шейх-Джаррах находились еврейские кварталы Шимон а-Цадик и Нахалат Шимон. Всего в этом месте проживало 167 мусульманских, 97 еврейских и 6 христианских семей. Чисто мусульманским Шейх-Джаррах стал только в 1948 году, после захвата этих мест Иорданией.

Здание отеля "Шеппард" было построено в 1920-е годы муфтием Иерусалима, Хадж Амином аль-Хуссейни. Тем самым, кто построил в центре города роскошный отель "Палас". Как видно на аэрофотографии тех лет, дом находился посреди пустых полей. Дело житейское для Иерусалима начала века, где сплошная городская застройка была исключением, а не правилом. Хадж Амин аль-Хуссейни в этом доме никогда не жил, а подарил его своему личному секретарю, Джорджу Антониусу и его жене Кэти. После смерти Антониуса в 1942 году его вдова вела жизнь совсем не затворническую. В ее доме собирался весь иерусалимский бомонд (евреев не приглашали). Особо известной стала связь Кэти с командующим британскими силами в Палестине Эвелином Баркером. В 1947 году еврейские подпольщики взорвали несколько зданий по соседству, и Кэти Антониус покинула дом, в котором разместилась британская воинская часть. После захвата Шейх-Джаррах Иорданией, здесь была построена гостиница для паломников. "Шеппард" ("пастух") - это одно из имен, под которым христиане подразумевают Иисуса. Скромное здание гостиницы закрыло собой роскошный дом, принадлежавший семейству Антониусов. Сама Кэти Антониус в Иерусалим больше не возвращалась. Она умерла в 1984 году в Бейруте.

А в 1985 году весь этот участок купил американский миллионер Ирвин Москович. Отель продолжал функционировать, правда, под немного измененным именем, "Шефер". Еврею Московичу христианские аллюзии были ни к чему. По старинке, по привычке здесь жили на правах съемщиков две или три арабских семьи. Несколько лет отель использовался Израильскими пограничниками в качестве своей базы.

Крик поднялся в 2007 году, когда Москович решил построить на месте старого здания гостиницы 122 единицы жилья для евреев. Сильнее всего тормозили начало строительства правительства Великобритании и США. По их мнению, еврейское строительство здесь было нежелательно, поскольку могло изменить сложившееся равновесие в этом районе. Впрочем, такую, явно расистскую формулировку ни один дипломат, естественно, не озвучил.

На помощь пришли израильские левые организации. Они организовали шумные марши под лозунгом "Освободить Шейх-Джаррах!"

Несколько лет назад моя знакомая жила на улице в центре с красивым названием "Хавацелет" ("Лилия"). Тихая улица каждую пятницу оглашалась барабанным грохотом. "Красная" молодежь маршировала освобождать Шейх-Джаррах. Им было весело, на вопросы за них отвечали более опытные товарищи. И за участие в этих демонстрациях им ничего не платили! Узнав об этом, я совсем перестал уважать этих молодых дурачков, которым абсолютно невдомек, что слово "жид" это не только польское название еврея. И которые простодушно и жизнерадостно исполняют роль статистов в чужом спектакле.

Спектакль этот старательно снимали телеоператоры и фотокорреспонденты, делая из него какое-никакое, но событие. Кстати говоря, был этот спектакль направлен не столько на внешнюю, сколько на внутреннюю, израильскую публику. Поскольку всем телезрителям мира уже изрядно надоели новости из нашего региона. Выселение квартирантов из законно купленного владения ни по каким стандартам на преступление против человечности не тянуло. Поэтому демонстрации еврейских борцов за палестинскую свободу в течение нескольких месяцев сошли на нет.

А вот недавно их опять возобновили. Мэрия Иерусалима дала разрешение на строительство в Шейх-Джаррах. Верховный Суд признал, что выселение квартировавших в гостинице семей вполне законно. Неутомимый Москович пригнал экскаваторы, чтобы развалить, наконец, старое здания. И к забору, ограждающему строительную площадку, вновь повалили толпы. Среди них отметились некоторые израильские "голуби" из левых партий, в том числе и бывший председатель Сохнута Авраам Бург. Рядовому событию муниципальной жизни пытались придать хоть какое-нибудь "всемирно-историческое" звучание.

Ох уж эта всемирная историчность! Глядя на всю эту суету вокруг старого отеля, я вдруг вспомнил высказывание, которое встретил в книге известного ученого Георгия Степановича Кнабе. Георгий Степанович всю жизнь изучал Древний Рим. Так вот, по его мнению Древний Рим, миллионный город, столицу империи, не слишком волновали события, происходившие на Палатинском холме, во дворце императоров, или на Капитолии, в Сенате. События, которые мы нынче считаем судьбоносными и всемирно-историческими. О воцарении нового императора римский народ зачастую узнавал в Колизее, увидев в императорской ложе не того человека, кто наблюдал отсюда гладиаторские бои в прошлом месяце. При таком раскладе отчасти понимаешь Нерона. Ах, вы меня знать не знаете, гадкие людишки с рынка? Ну так я ваш Рим сожгу - то-то запомните!

К чему это я? Да к тому, что чаще всего всемирно-историческими события становятся пост-фактум. Для этого всегда находятся литераторы и художники, создающие эпопеи про Переяславскую раду или диорамы "Штурм Зимнего дворца".


Кроме литераторов и художников есть, правда, еще и журналисты с фотографами. Им тоже хочется денег и славы. Но не потом, а сейчас. Поэтому любой информационный повод они готовы раздуть до невероятных размеров. Благо современные технологии это позволяют. С результатами их благословенных трудов жителям Иерусалима то и дело приходится сталкиваться. К счастью, сейчас, чаще всего, на экранах телевизоров.

Ссылки:
  1. Google-карта района Шейх-Джаррах. На карте отмечены многие объекты, упоминавшиеся в моем посте. Статья, которую иллюстрирует эта карта тоже достойна внимания. Правда, (англ.)
  2. Об истории строительства здания (англ.)
  3. История отеля "Шеппард" (англ.)
  4. Статья о районе Шейх-Джаррах в Википедии (англ.)
  5. Отдельная ссылка для евреев-мазохистов. Здесь хорошо! (англ.)

Комментариев нет: